Новые лифты в воронежских многоэтажках часто простаивают из-за нехватки квалифицированных механиков в обслуживающих организациях
01 августа 2025, 10:55
Многие воронежцы справедливо возмущаются тем, что после замены лифтов в их многоквартирных домах опять приходится ходить вверх-вниз пешком. Новые лифты нередко автоматически отключаются и простаивают несколько дней и даже недель. Жители многоэтажек ошибочно полагают, что это происходит из-за некачественного оборудования. Реальная же причина простоев лифтов – дефицит специалистов у обслуживающих организаций, которые должны прийти и собственноручно запустить отключившийся подъемник.
Лифты, которые устанавливаются в Воронежской области по региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов, изготовлены по новому ГОСТу 33984.1-2016 и в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»). Современные лифты, в отличие от советских подъемников, имеют частотное регулирование главного привода, которое обеспечивает плавный набор и снижение скорости движения кабины.
Частотный преобразователь – технически сложное устройство, которое чувствительно к условиям эксплуатации, указанным в технической документации лифта. Сегодня также предъявляются повышенные требования к качеству электрической цепи, питающей лифтовое оборудование.
Ужесточение государственных требований к лифтам продиктовано необходимостью обеспечить безопасность пассажиров. Однако есть «побочный эффект»: при скачках напряжения, неправильной эксплуатации и прочих внешних воздействиях лифты автоматически отключаются. Включить их могут только сотрудники обслуживающей организации, которые должны осмотреть оборудование и установить причину остановки. Обход всех отключенных лифтов может занимать несколько дней и даже недель – в зависимости от количества специалистов в штате обслуживающей организации.
А теперь – об основных системах безопасности в новых лифтах, которые при ненадлежащем обслуживании или внешних воздействиях приводят к «застреваниям» подъемников и длительным простоям.
Двери лифта и шахты
Новый стандарт, допускает штатное открывание дверей, когда лифт находится в точной остановке. При отсутствии должного обслуживания и невыполнении регулировочных работ простое механическое воздействие на двери лифта во время движения (попытка открыть двери руками, облокачивание, стук по дверям и т.д.) приводит к срабатыванию системы безопасности. Станция управления лифтом распознает такую ситуацию как нештатную – и лифт совершает аварийную остановку, «застревает». Требуется приход механика обслуживающей организации для выяснения причин остановки, проведения регулировочных работ и запуска подъемника.
Ограничители скорости лифта
Новый ГОСТ требует установки двухсторонних ограничителей, которые, как и ловители, являются механической системой безопасности лифта. Тем не менее, они тоже оснащены резервирующей электрической системой безопасности – датчиком УКС (устройство контроля скорости кабины). Принцип работы устройства контроля скорости кабины заключается в определении скорости при считывании импульсов. Отсутствие регулировки, загрязнение или какое-то внешнее воздействие приводит к срабатыванию системы безопасности и аварийной остановке лифта.
Натяжное устройство
Является неотъемлемой частью системы безопасности лифта. Натяжное устройство обеспечивает контроль за обрывом страховочного троса ограничителя скорости и его растяжением во время эксплуатации. Оно требует периодического осмотра и регулировки. Срабатывание устройства из-за вытяжки троса после 3-5 месяцев эксплуатации активирует концевой выключатель, что приводит к аварийной остановке лифта. Для включения подъемника опять-таки необходим приход механика.
Фотобарьер (фотоштора)
Фотобарьер защищает двери лифта от столкновения с любыми предметами, помогает избежать столкновения человека с дверьми лифта и избежать травм. Исправный фотобарьер, заметив в дверном проеме предмет или человека, подает сигнал в систему безопасности лифта, и двери не будут закрываться. Фотобарьер тоже требует обслуживания. В нем 42 фотодатчика, и при механическом воздействии или загрязнении хоть одного из них лифт не будет нормально работать – двери перестанут закрываться. Для запуска лифта опять потребуется приезд обслуживающего механика.
Устройство контроля загрузки лифта
Это устройство оснащено 4 датчиками под полом кабины и не допускает движение лифта с превышением допустимой грузоподъемности или детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых. При раскалибровке этой системы безопасности лифт также не будет нормально работать. К раскалибровке могут привести превышения максимальной грузоподъемности лифтов и прыжки пользователей в кабинах. Калибровка грузовзвешивающего устройства тоже требует присутствия квалифицированного механика.
Механиков – в ГОСТи!
Очевидно, что новый ГОСТ, ужесточивший требования к безопасности лифтов, резко повысил нагрузку на обслуживающие организации. В воронежских многоквартирных домах устанавливаются сотни новых подъемников. Их надлежащая эксплуатация и запуск после аварийных отключений требуют прихода специалистов, которых остро не хватает. Из-за этого жители многоэтажек вынуждены неделями дожидаться, когда придет механик и включит лифт.


